29 марта 2024

23 сентября 2014 11:24

Шахин Диниев раскритиковал азербайджанский футбол

Беседовать с "героями в отставке" всегда немного грустно. О чем разговаривать? Прошлом? Шахина Диниева по праву можно считать одним из старожилов национального футбола. Хоть мы и не добились ярких побед и достижений в футболе, но умалять труд людей, всю свою жизнь посвятивших футболу, мы не можем. Футбол - поистине самое популярное явление, захлестнувшее весь мир, завоевавший сердца миллионов. Знаменитый наставник был бодр и весел. Попивая ароматный чай на террасе одного из столичных ресторанов, мы проговорили больше часа.
 

- Всю жизнь вы посвятили футболу. Этой любви - не первый год, наверняка, этот бурный роман корнями упирается еще в детство, имеет свою историю. Как вы "подсели" на футбол? И почему именно футбол?

- У каждого человека своя судьба. Я свою связал с футболом. Да, действительно, моему "роману" с футболом не первый год. Родился я и вырос в Бейлагане, раньше у людей моего поколения в детстве не было интернета, компьютеров, первоклассно оснащенных спортивных центров, стадионов, как у нынешних детей. И перед нами не стоял выбор интересного проведения досуга, нам выбирать не приходилось, вовсю увлекались, и все свое свободное время посвящали футболу, а зимой - хоккею. Безумно пристрастился к футболу, в 6 классе даже во время игры умудрился ногу сломать.

На мой взгляд, роль случая в жизни человека велика. Именно случай привел меня в большой футбол. Мой брат однажды едет из Бейлагана в Баку. В поезде познакомился с футбольным тренером Владимиром Ивановичем Галактионовым и в ходе разговора брат рассказал о моем пристрастии к футболу. Галактионов заинтересовался и сказал: "Привези его в Баку, я посмотрю". Перед поездкой в Баку всю ночь от волнения не спал. Мы пришли в спортивный интернат в поселке Бакиханова, именно там предстояла встреча с Галактионовым. Владимир Иванович окинул меня взглядом, я почувствовал, что не понравился ему, так как был маленького роста.

"Выйди на поле, поиграй, посмотрю", - сказал он.

Через 10 минут он подходит к брату и говорит: "В нем что-то есть. Приводите его учиться сюда". Таким образом, я приехал в Баку, и началась моя футбольная жизнь.
 

Владимир Иванович меня многому научил, я благодарен ему. Сейчас он живет в Подмосковье. Обучаясь у Галактионова футбольному мастерству, я попал в молодежную сборную Азербайджана при СССР. Даже один неприятный случай связан с моим переходом в сборную СССР. С недоброжелателями каждому приходится сталкиваться в жизни, они всегда рядом и найдут повод, чтобы проявить себя. Не обошло стороной это и меня. Играл тогда я в Волгоградской области, неожиданно меня позвали в Москву. Не буду называть имя этого человека, так как он покоится в ином мире, а о покойниках плохо не говорят. Когда в спорткомитет пришло письмо о том, что в сборную СССР вызывают Шахина Диниева, не ставя меня в известность, без моего ведома, отправляют ответное письмо - "У Шахина Диниева сломалась нога, он не может приехать, мы его заменим другим игроком". И только через 3 месяца узнаю об этом тайном сговоре через своего тренера Владимира Ивановича. Когда спустя столько времени, его спрашивают "Где твой Шахин? Он ногу сломал?" Таким образом, тайное стало явным.
 

- Расскажите о вашем первом мяче.

- Как бы странно не прозвучало, я не помню его. Но когда меня спрашивают о моем лучшем голе, я все помню. Как бы смешно не прозвучало, это было в 8 микрорайоне, поле было ужасное, не только бегать, там ходить было невозможно, и интересно то, что я умудрился самый свой лучший гол забить там, будучи 15-летним подростком. Просто обычная игра между начинающими футболистами, не было болельщиков, оваций, аплодисментов, ничего не было... Но эта игра оставила такие яркие воспоминания.

Говоря о самых запоминающихся матчах, хочу рассказать об одном случае, о котором раньше не мог и слова замолвить в силу жестких условий жизни в СССР. Речь идет о договорных матчах. Я играл за "Нистру" Кишинев во Львове. Была интернациональная команда. Молдаване, украинцы, русские и я - единственный азербайджанец в команде, к тому же самый молодой, мне было 23 года, остальные все ветераны. Счет уже 2:2 и в конце матча где-то на 89-й минуте я умудряюсь в 35 метрах забить гол, бегу, ликуя, полный восторга. И жду, когда все побегут за мной поздравлять. Но никто за мной не бежит. Я в недоумении. Впоследствии выясняется, что игра куплена - договорная, мы должны были выиграть. Все это знали, кроме меня. Я самый молодой, к тому же иностранец, поэтому не доверили столь "важную информацию". Это один из моих смешных матчей.
 

Я играл во многих клубах - в грозненском "Тереке", израильском "Бейтаре", воронежском "Факеле", молдавском "Нистру". Мой успех - мое воспитание, мое отношение к футболу. Было неважно, кто ты, твое имя и фамилия ничего не значили, возникал основной вопрос: "Парень откуда? Из Азербайджана". Как я себя буду вести, как я буду играть, только об этом и думал, так как понимал, что выступаю не только за себя, но и за свою страну, поэтому не позволял себе ничего лишнего, очень ответственно относился к своему статусу азербайджанца.

И первым легионером, выехавшим за пределы страны и выступавшим в других клубах, тоже был я. После меня Вели Касумов поехал, потом Назим Сулейманов. Как первый легионер, я должен был оставить там какой-то след, и считаю, что в Израиле мне удалось это сделать, потому что я привез туда Самира Алекперова, мог бы привезти еще одного футболиста, Назима Алиева, но потом передумал. Так как, когда показываешь хороший результат, это высокая планка становится приемлема для всех азербайджанских футболистов, выступающих после меня. Своей игрой складываешь определенное мнение - в Азербайджане хорошие футболисты. Иногда задают вопрос, почему наши футболисты не играют за границей. А что мы сделали для этого? Один должен попасть и вести за собой других. 


- Однако вряд ли можно сказать, что ваш спортивный путь был устлан розами...

- Только пройдя через трудности человек, учится терпению. У меня в жизни были и очень сложные периоды, моменты безденежья и я этого не стыжусь, когда не было даже 5 копеек, чтобы сесть в метро с "Гара Гараева" и поехать на "Гянджлик", где живет сестра. Честно вам говорю, я пешком проходил этот путь. На выходные нас отпускали домой и мы ехали в Бейлаган. Никогда у родителей не брал денег, стеснялся. У меня спрашивают "У тебя деньги есть"? - "Да, есть", - отвечал всегда.

Хотя завтра элементарно заплатить за автобус не было денег. Утром просыпался, вижу - в кармане деньги. Мама постаралась. Ни что просто так не дается человеку, и за те тягостные моменты благодарен Всевышнему. Именно в трудностях я духовно окреп и познал жизнь. Было время, когда не было даже 5 копеек, но было и время когда было больше 100 тысяч в кармане. Я повидал немалое, в жизни ничего легко мне не доставалось. В Израиле, играя в "Бейтар", уже через 15 дней хотел убежать, но обстоятельства помешали. Рад, что так получилось и я остался. Просто нужно набраться терпения и переждать сложные периоды. Все проходит, самое главное - не сломаться. Все можно потерять и вернуть - славу, деньги, успех, власть, но одно лишь, потеряв, нельзя вернуть - лицо. И своим детям напутствую. При любых обстоятельствах жизни оставайтесь верными самим себе.


 
Помните самый звездный момент в вашей карьере?


- Все-таки самого звездного момента в моей карьере не было, как ранее отметил, будучи футболистом, не участвовал в чемпионате Европы, чемпионате мира, лиге чемпионов, лиге Европы. Об этом мечтает любой футболист.

- После окончания карьеры вам удалось заявить о себе и на тренерском поприще. Что все же сложнее - играть, будучи на поле, или стоять по ту сторону поля и руководить процессом игры?


- Второе. Когда ты играешь, за себя отвечаешь, а руководя процессом игры, отвечаешь за себя и своих 11 игроков, за противников, за большую армию болельщиков на стадионе. Всегда говорят: "выигрывают футболисты, проигрывает тренер". Когда проигрываешь, никого рядом нет, остаешься один, лицом к лицу со всеми неся весь груз ответственности только на своих плечах. Даже когда выигрывают, тренера не вспоминают, говорят только о героях, забивших голы. Наша профессия очень неблагодарная. Наш чемодан должен быть всегда наготове. Если поражение, как правило, виноват тренер, он же должен уйти. Вроде вся команда проиграла, а отвечает один человек.
 

Тренера разные. Есть тренера, которые показывают только результат, работают для статистики, а есть тренера, которые показывают красивую, интересную игру для болельщиков. Как тренер, мне очень симпатичен Алекс Фергюсон. За 23 года в "Манчестере" он многого добился в мировом футболе. Он всегда признавал свои ошибки, слабые стороны. Но есть и такие, как Жозе Моуриньо - чересчур самоуверенный, самовлюбленный, очень хочет попасть в историю футбола. На мой взгляд, ему светит попасть в историю футбола больше своими высказываниями, нежели тренерской стратегией. Если снизу кого-то поднимаешь - это уже другая тренерская деятельность. А где бы Моуриньо не работал, там всегда был звездный состав - "Реал-Мадрид", "Челси". В "Реал-Мадриде" второе место - уже неудача. Он приходил на готовые звездные составы. Тренер всегда должен быть скромным, это не только его успех.

Мне очень нравится стиль Хосепа Гвардиолы, в данный момент он тренирует "Баварию", а раньше тренировал "Барселону". Он показывает очень красивый футбол для болельщиков, насыщенный атаками, зрелищный, динамичный. Гвардиола привнес в футбол что-то новое, какую-то своеобразную изящность, новый стиль. Все говорят, что в футболе важен лишь результат, остальное все неважно и это понятно. Однако футбол должен радовать болельщика своей зрелищностью, держа его в напряжении, глаза должны гореть от азарта, а если смотреть, как команда Моуриньо играет все время, ожидая чего-то - это неинтересно. Я сейчас говорю о футболе, не как футболист, не как тренер, а как болельщик.
 

- На тренерском поприще не избежать критики. Как вы ее переживали в свое время?

- Я работал в разных клубах. Стал первым азербайджанским легионером, который работал в России главным тренером. Горжусь этим. В Гяндже работал и создал там хорошую команду, долго и упорно работали, поднялись на вторую ступень. Иногда говорят, став тренером сборной, я совершил ошибку. Но я так не считаю. Стараюсь никогда ни о чем не жалеть. Да было тяжело. За 48 часов нужно собрать команду, дать тактику, мотивацию. Тренировочный процесс не заканчивается только занятиями на поле, в тактической подготовке и анализе оши­бок в прошедших играх. Он совершен­но неотделим от воспитания молодых людей. Надо бе­седовать с игроками. Тренер обязан знать и понимать, что творится в душе человека, которого неслучайно назы­вают подопечным. Футболист - не ма­шина, у него могут быть семейные неурядицы, душевный дискомфорт. А это очень мешает, ли­шает футболиста стремления к побе­де, без него немыслима жизнь спорт­смена.
 

- Есть какой-то горький опыт?

- Будучи в Израиле в клубе "Бейтар", мне предстоял очень хороший контракт. Президент клуба жил в Голландии, прежде, чем подписать контракт, он хотел увидеть меня на поле. По иронии судьбы именно в тот период я получил травму спины, были сильные боли, стоять даже на ногах не мог. И мне агент говорит: "Выйдешь на тренировку, ровно 15 минут будешь на поле и все, затем подписываем контракт". Я вышел на поле с трудом держался, адская боль прихватила, аж слезы выступили. Не то, что бегать, я стоять не мог. Нужно было простоять всего лишь 15 минут, сделать пару хороших подач и контракт можно считать подписанным. Это был такой контракт, о котором я даже и не мечтал, речь шла о хорошем клубе, больших деньгах. Можно сказать, это был бы пик в моей карьере. Безумно сожалею о столь большой неудаче, однако это и есть мой горький опыт. После этого случая в 30 лет я и закончил с футболом.
 

- Два ваших сына пошли по вашим стопам. Это футбольные гены столь заразительны?

- (Смеется). У меня четверо детей: три сына и дочь. Сыновья, открыв глаза, видели мяч, форму, стадион. Это их решение - стать футболистами, для меня важны их желания, стремления и остается только поддержать их. В 7 лет захотели играть футбол, я не противился, поддержал. Вставал в 6 утра и отвозил их на тренировку. Я не жду особых результатов от них, самое главное для меня, как для отца, чтобы мои дети нашли себя в жизни, правильно направили свой потенциал, были далеки от всего пагубного. Никогда за них не просил, с самого начала так с ними договорились. Старшему сыну 20 лет, играет в основном составе и меня это очень радует. Младшему 18 лет, и он играет в основном составе "Интера". Всегда их призываю, как можно больше работать над собой, совершенствоваться, иначе не добиться успеха, и при всем при этом быть всегда скромным. Младшему сыну 10 лет, дочери - 8,  они еще учатся в школе, и, наверняка, их выбор не будет связан с футболом. 
 

- Что бы вы поменяли в нашем футболе?

- Трудный вопрос. К сожалению, мы не футбольная страна. Пытаемся ими быть, очень маленькими шагами идет к этому. У нас нет стратегии, нет программы. Есть 3 важных вопроса - Что? Где? Когда? - на которых у нас нет ответа. Успехи - это следствие работы целой программы. Впрочем, программа - это, конечно, прекрасно, но создать "конвейер" по выпуску талантов у нас невозможно. В Азербайджане нет детского футбола, признаться, многие из ребят нашей сборной сформировались как футболисты, обучившись футболу лишь на улицах.
 

У нас есть молодые футболисты, еще дети, практически, и от них ждут результатов, первого места. В Европе от детей не ждут результатов, у них даже турнирной таблицы нет. Они стремятся создавать команду, исходя не только из их игровых качеств, но и из человеческих. Я считаю, что это одна из важнейших составляющих для создания хорошей команды, которая в будущем будет стараться добиваться больших успехов. Основная задача - сделать команду, которая будет единым коллективом, где люди будут преследовать не только личные интересы, но и командные. В этом духе и взращивают будущее поколение футболистов.
 

Для того чтобы изменить ситуацию в нашем футболе, прежде всего, нужно изменить мышление людей. Футбол - не игра, это политика, жизнь, мир. Мы в футбол не играем, мы "играемся" с футболом. И как-то вошло в традицию, любим очень много всего обещать болельщикам. А обманутый болельщик хуже всего.

Да, в свое время нам было трудно, что-то не получалось, мы проигрывали, где-то вытягивали за счет характера. Конечно, где-то мы играли откровенно слабо. Но со временем научились как-то приспосабливаться. Если все без исключения в команде - и игроки, и руководители, и персонал, и тренерский штаб, - будут каждый день все вместе делать одно дело, я думаю, мы сможем добиться цели.
 

- Я не боюсь признаться в том, что...

- Я не боюсь признаться в том, что не сделал того, что мог бы сделать в футболе. Я признаюсь в том, что не добился особых успехов в азербайджанском футболе. Признаюсь, что порой был нетерпелив, хотел всего быстро и сразу...

Блиц - вопросы:

Лучший город Земли - Баку

С удовольствием пересматриваюфильм - "А зори здесь тихие", "Axırıncı aşırım"

Сейчас читаю - Эльхан Елатлы "Пятно крови"

Моя вреднаяпривычка - Много жестикулирую

Табу - Предательство

Гаджет - Не увлекаюсь

Страсть - Рыбалка и отдых на лоне природы

Мечта - Чтобы родные и друзья были здоровы

Напиток - Чай

Расмия Бабаева
 


Просмотров: 4 099

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ