Женщины всего мира продолжают осваивать самые неженские профессии. В том числе и те, которые небезопасны для здоровья в частности и для жизни в целом. В этом контексте мужчины иногда проявляют удивительную изобретательность в том, чтобы не пускать хрупкую женщину в мужскую профессию. Но так было до недавнего времени. Сегодня женщин можно увидеть и среди ... каскадеров!

Да, это тяжелая мужская профессия. Но, согласно киносюжету, и женщин иногда нужно дублировать. И, если это станет делать мужчина, легко будет заметить подмену. Другими словами, как отметила первая женщина-каскадер в России Варвара Никитина, "старая каскадерская гвардия, мэтры трюкового искусства, признали, что времена изменилось. Они поняли, что женщины уже не уйдут!"
За последние пару лет появились и в Баку женщины-каскадеры. Хоть и применить свои знания, умения и навыки в этой тяжелой мужской профессии нашим женщинам как-то все не получается в полную меру. Но учитывая тот, факт, что за отечественное кино в стране взялись серьезно, и киноиндустрия в Азербайджане переживает время, когда уже пора подняться с колен, то есть надежда на то, что наряду со слезливым женским сюжетом, будут и полные огня кадры с участием женщин.
"Полные огня" - это в прямом смысле этого слова. Так как уже сегодня, если верить словам главы Ассоциации азербайджанских каскадеров, заслуженного артиста Али Мамедова, и наши женщины в кино горят, прыгают и кувыркаются. Но школы, как таковой, пока нет. Али Мамедов на собственный страх и риск учит девушек всех этим трюкам, и параллельно внедряется в их психологический мир, чтобы обезопасить наших хрупких девушек от ударов не только физических, но и психологических по время исполнения трюков.
Хоть и в рейтинге опасных профессий на первом месте горняки, на втором - журналисты, а каскадеры вообще в "хвосте болтаются", и все-таки вопрос физического здоровья женщин-каскадеров очень актуален. Благодаря профессиональному оборудованию, риск сведен до минимума. Если раньше на бывшем постсоветском пространстве при исполнении трюка "Горение" покупали старую одежду, одевали ее в много слоев, затем наносили смесь и поджигали, а актер или актриса шли, пока не припечет, и только потом ложились на землю и их тушили, то сегодня используются специальные комбинезоны для горения. А тросы для исполнения трюка "Полет" и вовсе заказываются из-за границы. У нас, правда, как отметил Али Мамедов, об этом пока можно только мечтать, но, будучи профессиональным каскадером, Али, как может, страхует своих дублеров.
В каскадеры в Баку записываются люди, в том числе и женщины, которые в соответствии с международными нормами, имеют хорошую физическую подготовку, очень часто профессиональные, а иногда и любители, спортсмены. Наша героиня, Сабина Тахмазова в обычной жизни - офисный работник. Досуг предпочитает проводить высоко в горах. Она уже давно и с упоением интересуется альпинизмом, лазает по горам и получает от единства с природой под облаками одно только удовольствие. Об опасности и чувстве страха знает не понаслышке. Но давно уже переборола свой страх. И не долго думала, когда ей предложили попробовать себя в качестве каскадера в съемках сериала "Бир кяндин севинджи", снятые "Планетой Парни из Баку".
Как вспоминает сегодня Сабина, "трюк был полноценный. Но мне не было тяжело его исполнять. Для меня это были, словно детские шалости. Так как у меня хорошая физическая подготовка. Я исполнила прыжок из окна с кувырком, переворот через сетчатый забор и прыжок со страховкой. Я должна была прыжком сбить велосипедиста. До взрывов и пожара не дошло, к сожалению. Но мне было бы интересно. А страшно не было".
Хоть и считается, что каскадер - совсем не женское дело, "но подобная инициатива от меня была вполне ожидаемой для моих друзей и родных. Так как я росла, не как все девочки, с куклами в руках. Меня всегда привлекали игры с мальчишками, мальчишеские интересы. Да и позже, повзрослев, у меня даже опыт работы был не совсем в женской профессии. Я работала в иностранной нефтяной компании, выполняла определенные работы на буровой платформе. После моего участия в кинопроизводстве в качестве каскадера, даже моя сестра тоже проявила интерес к этому делу. И с удовольствием попробовала бы и сама. Но среди моих знакомых больше никто не стал пробоваться. Мечтают об этом многие, но до воплощения этой мечты дело не доходит. Осознание того, что это может быть опасным, даже страшным и может повлечь серьезные последствия для здоровья, всех останавливает", говорит Сабина.
Она мечтает исполнить более сложные трюки в кино. Но не может связать свою жизнь с профессией каскадера, как того хотелось бы. Так как "кино с подобными сценами снимают не так часто, а кушать хочется всегда. Но если мне поступит еще предложение, даже предложат более сложные трюки исполнить, я с удовольствием еще раз соглашусь. Да, конечно, очертя голову, я не стану бросаться выполнять все трюки. От группы, которая готовит эти трюки и ведет подготовительную работу с каскадерами, многое зависит. Они должны вызывать доверие. Так как каскадер доверяет им свою жизнь", рассуждает Сабина. "Во время моего трюка, например, страховка была серьезная. Тросы, к которым я была подсоединена, были плотные и внушали доверие. Обошлось без травм, я не повредила себе ничего, к счастью. Как альпинист, я часто сталкиваюсь с такой страховкой и знаю, что им можно доверять. Эти тросы выдержат и мой вес, и трюки, которые я должна исполнить".
А Али Мамедов, напротив, считает, что у Сабины был достаточно сложный трюк. Он сам ее готовил и "так как она впервые участвовала в качестве каскадера, пришлось проделать серьезную работу по части психологической подготовки. Она должна была прыгнуть на велосипедиста и вместе с ним упасть на землю. В первый раз, когда мы проделывали этот трюк, велосипедист подоспел позже, а она уже прыгнула и приземлилась, чуть не притормозив о дерево. Но мы вовремя ее удержали от удара".
В такие моменты очень важна психологическая подготовка. Чтобы каскадер не испугался в момент приближения опасности. Так как страх перед лицом опасности еще больше вреда может нанести и здоровью человека. Страх расслабляет, человек опускает руки в ожидании страшного. Важно взять себя в руки, мобилизоваться и попытаться как-то изменить ситуацию. А для этого нужно уметь оставаться хладнокровной в такой момент. "Психологическую подготовку мы ведем с момента знакомства. Я веду беседу с девушкой и уже приблизительно понимаю, на что она способна. В зависимости от этого и ставим трюки. В данном трюке она была одета в соответствующую одежду, которая вкупе со страхующими ее от падения тросами, сводили к минимуму возможность получить травму. То есть в момент, когда она уже приближается к велосипедисту, мы замедляли скорость ее падения и осторожно опускали на землю. Была лишь имитация того, что она прыгнула сверху на велосипедиста и свалила его на землю", рассказывает Али Мамедов.

Хоть и у нас в кино не так часто бывает потребность в женщинах-каскадерах, но интерес к этой сфере у девушек в Баку высокий. "Ко мне многие подходят с желанием учиться каскадерскому мастерству. Некоторых я даже учу. Но для них нет работы. Поэтому мы прока только учимся, и выполняем трюки в учебном зале. И я могу уже сегодня совершенно точно сказать, что мне даже с женщинами работается легче, чем с мужчинами-каскадерами. Потому, что женщины более внимательны и точны в исполнении трюков. Я обращал внимание на женщин каскадеров в экстремальных ситуациях. Они точны в выполнении поставленной задачи. Мужчины, конечно, сильнее физически, чем женщины. И поэтому они очень часто, делая скидку на свою силу, не всегда точно выполняют предписания режиссера-постановщика трюков. Им кажется, что их физической силы достаточно для того, что избежать реальной опасности", считает Али Мамедов.
Много лет назад, когда в Баку НТВ снимал фильм о Дронго по роману Чингиза Абуллаева, российская актриса по роли своей должны была исполнить трюк. И она была категорически против дублера. Решила все делать самой. Трюк заключался в том, что у нее должны были отобрать оружие, свернуть руки и повалить на землю. "Казалось бы, ничего сложного. Но во время съемки я, наблюдая со стороны, видел, что изображение боли на лице актрисы в момент исполнения трюка, когда ей заламывали руки, не были актерской игрой. Ей реально было больно, так как ее партнер, актер Ивар Калныньш неправильно рассчитал свои силы и реально заломил ей руки. А вся съемочная группа думала, что она так хорошо играет. В результате она получила вывих. Пришлось применить специальные мази, которыми восстанавливаются каскадеры. И уже через пару часов она опять была "в строю", вспоминает Али Мамедов.
Он также рассказал о том, что сейчас идут съемки кинокартины, в которой будет много трюков, в том числе и в исполнении женщин. Героиня фильма - бывшая гимнастка, к которой сейчас и присматривается Али Мамедов, чтобы оценить уровень ее физической подготовки и в зависимости от этого создать под нее трюки. В картине будут сцены стрельбы, падений с высоты. Девушка и сама очень хочет сыграть серьезные трюки, сложной постановки.
Но и все же до сегодняшнего дня в Азербайджане в самых сложных трюках у нас участвовала даже не актриса и не спортсменка. А... ведущая детской передачи (!) на АзТВ. Съемочная команда готовила для детей передачу, в которой знакомили малышей с самыми разными профессиями в мире. Один из выпусков был посвящен каскадерам. И ведущая пожелала в качестве модели выступить сама. И выполнила-таки ряд сложных трюков, в том числе и горела. Коня на скаку не остановила, но горящей в избу вошла! Вот так-то!
Айнур Гаджиева