
Эльчин Сафарли редко дает интервью. В свои почти 30 лет популярный писатель говорит эмоционально, лаконично и, главное, - откровенно.
- Эльчин, скажите, почему про вас говорят, что вы с годами становитесь капризнее? Вроде передо мной сидит скромный молодой человек с предобрейшими глазами. Что это - зависть?
- Повторю сказанное не раз: "Я не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться". Было бы страшно, если бы моя персона, мои книги нравились всем. Никогда никому не объясняю свой выбор - неблагородное это дело. У персидского поэта-суфия Джалаладдина Руми есть прекрасные слова: "Тот, кто понимает, никогда не спросит, а тот, кто спрашивает, никогда не поймет".
У меня есть свой мир, в котором тепло, светло, море и близкие люди. С каждым годом, а я уже приближаюсь к 30 годам, понимаю, как он важен для меня, поэтому стараюсь беречь его. Тот хаос, который происходит вокруг, я не в состоянии изменить.
Тяжко смотреть на мир людей, которым правят алчность, амбиции, эгоизм. Поэтому больше времени провожу со своими близкими людьми и время от времени встречаюсь с читателями, проводим совместные благотворительные акции. Скорее всего, от этой избирательности в общении и рождаются слухи о моей закрытости.
- Отвечая на мой вопрос, ваш взгляд вдруг стал жестким. Что-то неприятное вспомнили?
- Вспомнил... С детства отвоевываю личное пространство, отстаиваю его и до сих пор. Многие пытались перекроить его в угоду собственных желаний. В силу менталитета восточным людям сложно понять, что такое личное пространство и что его следует уважать. Однако мне удалось уберечь собственный мир. И я счастлив.
- Вы как-то в одном из интервью сказали, что "счастье - это не делать то, что не хочется". Что вы не делаете, к примеру?
- Не становлюсь массовым. Слежу за тем, с кем общаюсь. Людей должны объединять ценности, а не интересы. Хорошенько подумаю, прежде, чем принять приглашение на какое-либо мероприятие. Это я осознал за последние два года. Раньше я был неразборчивым. Я живу жизнью обычного человека - гуляю по набережной, хожу на рынок, езжу на метро, общаюсь с людьми, испытываю трудности и даже пеку пироги.
- Что вы скажете про счастье?
- Счастье - это благодарность за то, что у тебя есть и за то, что ты не получил. Счастье - это отдавать, а отдавать - значит не лишать себя чего-либо, а делиться тем, что у тебя есть - счастьем, любовью, пониманием, умением, вкусным обедом.
- Нередко в своих интервью вы повторяли, что вы несчастливы...
- Да, но это было давно...
- И все же линия грусти, тоски черным по белому проходит почти во всех ваших книгах...
- В своих книгах я искренен и они передают ощущения, переживания определенного времени моей жизни. То, что чувствовал, то и писал. Недавно вычитал у Толстого интересную мысль: "Мне кажется, что со временем вообще перестанут выдумывать художественные произведения. Писатели будут не сочинять, а только рассказывать то значительное или интересное, что им случилось наблюдать в жизни". Он был прав.
Что касается грусти, то я всегда был озадачен тем, почему дервиши, о которых читал, были глубоко опечалены. Они открыли в себе творца, нашли ответы на свои вопросы, но, тем не менее, в их глазах, словах - океан грусти. От своего духовного учителя я получил такой ответ: "Просто они понимают, что красота окружающего мира не вечна, всего лишь мгновение, которое может прекратиться в следующую секунду. И отсюда печаль".
- От ваших интервью, как и книг, не устаешь, ощущение, что вы книжкой раскрываетесь простому читателю... Не опасаетесь в один прекрасный день растерять свою искренность?
- Нет. Научился беречь себя, стараюсь глубоко не уходить в общественную жизнь. Главное, повторюсь, не потерять себя, при любых обстоятельствах оставаться тем, кто ты есть на самом деле.
- Каждая из книг - это страницы из жизни Эльчина Сафарли? Кого вы увидели в юном, пылком юноше из книги "Туда без обратно", храбро полюбившем проститутку и струсившем в самый решительный момент? Это часть вас?
- От меня в Озане ничего нет. Частица меня есть в главной героине книге. Несмотря на сложности, она не разучилась замечать красоту жизни и продолжает любить людей, доверять им. Она, так же, как и я, сильно привязана к жизни.
- Что чаще всего огорчает, беспокоит вас?
- Чаще всего я огорчен судьбой тяжелобольных детей. Вместе с моей командой стараемся помогать им. Мои соотечественники - милосердные люди, сердца которых наполнены состраданием. На моем прошлогоднем творческом вечере "Беседы по душам" за два часа мы собрали четыре тысячи долларов.
Меня также беспокоит проблема бездомных животных. Их до сих пор отстреливают на глазах у людей, хотя во всем мире кастрируют и помещают в приюты. Раздражает то, что на улицах экономически развитого региона по утрам на глазах у прохожих режут скот. Буквально в двадцати шагах от входа в школу, в которой я учился, открыли мясную лавку и каждое утро школьники становятся свидетелями жуткого зрелища - лужи крови, подвешенные головы животных. Это травма для детской психики.
- Чего вы максимально стараетесь избегать в книгах, беседах, случайных встречах, взглядах?
- Обсуждения с кем-то моей жизни, моего выбора. Когда я приступил к написанию первой книги, отец, а он - пилот с многолетним стажем - уверенно сказал, что это дело не прокормит меня. Помню, сказал ему, что люблю свое дело, свою цель и буду стремиться ее реализовать. Написал историю, послал рукопись на электронный адрес крупнейшего российского издательства "АСТ", они заинтересовались ею. Дальше пошло-поехало.
- Вы всегда акцентируете на этом внимание...
- Конечно, писательство в Азербайджане - сложный труд. Из-за отсутствия книгоиздательской системы у нас нет такой возможности, чтобы автор жил на гонорары от своих книг. Мне повезло, я издаюсь в российском издательстве и не испытываю подобных сложностей. А что делать талантливым ребятам, пишущим на азербайджанском языке?
- Ваши строки: "...с каждым днем труднее смеяться над своими ошибками - теперь в них больше непростительности..." Какие ошибки оказались непростительно непростительными для Эльчина Сафарли?
- Ошибки есть, но они не принесли вреда никому, кроме меня. Долго мучился, но через некоторое время осознал, что эти ошибки и есть тот самый бесценный опыт жизни. Этот опыт сделал меня тем, кем я являюсь сейчас. Потери в жизни научили ценить близких и родных, болезни научили слышать, понимать боль окружающих людей. Благодарен за все, что было в моей жизни. Я проживаю интересную, насыщенную, осознанную жизнь. И это очень важно.
- А где интереснее жить - в Баку, Стамбуле, Москве, Тбилиси, Киеве?
- Отвечу по-другому. Есть город, в котором хорошо себя слышу - Стамбул. Мои московские друзья заметили, что со мной Стамбул другой. Показываю им другую сторону Стамбула, более такую... камерную. Люблю азиатскую часть этого города. В этом городе я наполняюсь.
- А что или кто вас опустошает?
- Опустошаюсь, когда вижу несправедливость и не могу ничего предпринять. Опустошаюсь, когда вижу, что люди живут не своей жизнью, когда главное для них - это показаться правильным в глазах коллег, родственников, соседей. Люди зависят от общественного мнения. В азербайджанском обществе этот абсурд обретает катастрофические масштабы.
- Вы защищаете права женщин. По мнению Сафарли, какой должна быть женщина?
- Женщин обижают чаще всего. Они становятся жертвами обстоятельств, жестокого обращения. Женщины - эта самая выносливая нация. Что касается того, какой должна быть женщина... Первое ,что приходит на ум, - это хорошей матерью...
Зарина Оруджева
Эльчин спасибо что ты есть...
Аноним
28 февраля 2014 10:56Китенок
28 февраля 2014 11:17Аноним
28 февраля 2014 12:52АФА х
28 февраля 2014 17:52Аноним
28 февраля 2014 23:08Аноним
20 сентября 2014 18:56Лариса
23 декабря 2015 07:01