Сегодняшний гость Lady.Day.Az - Теймур Раджабов, азербайджанский шахматист, гроссмейстер, полуфиналист Чемпионата мира 2004 года, двукратный чемпион Европы командного чемпионата в составе сборной Азербайджана, один из самых молодых игроков в мире, кто достиг звания гроссмейстера, первый игрок, победивший трёх чемпионов мира - Руслана Пономарёва, Гарри Каспарова и Вишванатана Ананда - в течение одного года.
- Вы, несмотря на публичность профессии, совсем непубличный человек. Скажите, пожалуйста, это сознательный выбор или просто большая занятость? Или и то, и другое?
- Это, конечно, осознанный выбор. По сути, я вообще не вижу большого смысла спортсмену находиться в медийном пространстве, потому что если освещаются успехи, результаты - тогда есть смысл. Но я не в шоу-бизнесе, не в фэшн-индустрии, чтобы видеть смысл в том, чтобы меня все время снимали и фотографировали. Это мой личный выбор, и я ни в коем случае не агитирую спортсменов.
Но для себя это не приемлю. И считаю, что сейчас, когда мне и так не хватает времени на дело всей моей жизни, тратить время на что-то другое даже не стоит. Я могу прокомментировать какие-то турниры, ответить на вопросы болельщиков. Я знаю, что много у нас болельщиков, которые живут шахматными партиями, радуются каждой победе, переживают за спортсменов. И им может быть интересно у знать у меня о чем-то. В таком случае я открыт для общения, но не более того. А излишнее нахождение в медийном пространстве - не мое.
Мне ближе более аскетичный подход в данном случае. Когда совершенно абстрагируешься от всего остального и занимаешься своим делом. Когда от тебя исходит поток информации, воодушевляющий людей, и комментировать такое - приятно. Но рекламировать себя и свои успехи - для меня довольно неестественно как для спортсмена. Мне кажется, человек должен заниматься своим делом. Может, это еще и свойство характера, но мне ближе оставаться в медийной тени, освещая какие-то факты, которые я сделал. А каждый день рассказывать о себе, появляться в фотосессиях - не вижу, чем это важно. Мои болельщики, страна ждут от меня партий, достижений, результатов, а не пустых разговоров.
- Что вам еще интересно, кроме шахмат, вашей семьи, маленького чуда, которое появилось в вашей жизни меньше года назад - дочки? В плане социальной активности, что может привлечь ваше внимание, впечатлить вас?
- Я довольно пристально слежу за происходящим в стране и мире. И в сети я довольно активен. Меня нет в Фейсбук, но есть страница в Твиттере, посредством которой и осуществляется обратная связь с болельщиками. И с точки зрения социальной активности, мне интересно все. Я читаю всю прессу - и нашу, и зарубежную.
- Вы часто разъезжаете. Видите много и многих. А лицом к лицу лица не увидать. Будучи за границей, в контакте с огромным количеством людей, имеете свое представление о том, каким видится со стороны Азербайджан. И каким же?
- Скажем, в шахматной сфере у нас самое активное развитие за всю историю шахмат в Азербайджане. Для мировой общественности Азербайджан - один из центров шахматной жизни мира. И это без преувеличения. Турнир в Шамкире - это один из сильнейших турниров в мире шахмат, на котором играли сильнейшие шахматисты. И это огромный показатель. А шахматы ассоциируются с интеллектуальным видом деятельности. И когда шахматная составляющая высока - это очень показательно.
Если говорить не о шахматном мире, то все видят развитие всей страны в целом. Многие смотрели "Евровидение", прошедшее в Баку, знают о мероприятиях, проводимых в стране. Знают об Европейской Олимпиаде 2015 года. До "Евровидения" в Европе еще могли спросить "а где это - Азербайджан?". После "Евровидения" все эти вопросы отпали сами собой, и мы стали гораздо более узнаваемы в мире, благодаря каждой сфере жизнедеятельности. А все эти мероприятия просто способствуют укреплению положительного имиджа страны в глазах мира. Сейчас имидж страны очень хорош, к нам приезжают много людей из-за границы и относятся к Азербайджану очень дружелюбно. И знают Азербайджан не по каким-то отдельным моментам, а по совокупности достижений, очень значимых в мире, по которым узнаваемы активные страны мира.
- Относительно каждой страны существуют стереотипы. Россию знают по "водке", "мишке", "балалайке". Азербайджан по каким таким фишкам узнаваем? Нефть не считается. Это природный ресурс. И мы никак не принимаем участие в его появлении в недрах земли. Я имею в виду стереотипы, связанные с человеческим ресурсом, интеллектуальным.
- Ну, да, с нефтью нет вопросов. Но с точки зрения культурной, Азербайджан известен за рубежом нашим мугамом. Многие знают мугам. Серьезная пропаганда мугама за границей принесла свои результаты. Наше культурное наследие известно в мире, а мугам - это визитная карточка. Многие за рубежом вообще считают, что у нас в стране шахматы - это спорт номер один.
Я думаю, что футбол известен, так как у нас все играют в футбол. И я играл во дворе, будучи мальчишкой. И победы были для нас чем-то грандиозным, а поражения - целой драмой. По крайней мере, я так воспринимал. Я все так воспринимаю. Победа и поражение - это счастье или драма. Середины золотой - никакой.
Знаю, что в культурной жизни Габалинский фестиваль - очень значимый в мировой музыкальной жизни. Мы - маленькая страна. И в культуре, спорте и других сферах нам приходится конкурировать со странами с населением в 140 миллионов человек. В этом контексте и вовсе все наши достижения в спорте, культуре, политике, экономике - это огромное дело. И мы сегодня конкурентоспособны во всем, что касается человеческого ресурса. И нам нужно продолжать культурно развиваться, так как, когда такая маленькая нация добивается таких больших достижений, это вызывает в мире огромное уважение.
- Некоторые представители старшего поколения имеют серьезные претензии к молодому поколению, обвиняет в том, что и делаем все не так, и говорим не так, и думаем не так. А сегодня, когда все границы рухнули, и есть доступ ко всему, в том числе и не к самому хорошему, вы можете сказать, что азербайджанская молодежь достаточно умна, избирательна и способна достойно представлять страну так, как это делали и делают предыдущие поколения? Очень много говорят о потерянном поколении. Мы перескочили или все же тоже что-то потеряли?
- Я встречаюсь с самыми разными людьми. Они не только из шахматного мира. Это мои товарищи, знакомые. Они совсем из другого мира. Это серьезные, гораздо более независимые, чем прошлое поколение. Старшее поколение жило в закрытой стране - СССР, и жило под контролем. Сейчас у нас откровенно независимая молодежь, развивающаяся в демократическом обществе. И мне кажется, что сейчас наше общество очень свободно, и я считаю, что национальная и патриотическая составляющая очень высокая.
- Гонка за хлебом насущным, казалось бы, может стереть желание выразить себя патриотически. Патриотизм не стал в нашей молодежи показным, лозунговым?
- Я вижу в нашей молодежи стремление реализовать себя и тем самым поднять ещё выше флаг своей страны. Больше всего это я нaблюдаю в спорте, так как сам непосредственно нахожусь в этой сфере. Сейчас мир открыт и каждый умеет выражать свою точку зрения. У нас демократическое общество, которое развивается. У каждого есть свои приоритеты в жизни и каждый волен выбирать их себе сам. Именно среди молодежи сегодня колоссальное количество людей, реально патриотически настроенных. Мне кажется, что сегодня у нас совершенно открытое миру общество. Тогда, как вокруг в мире я вижу не совсем хорошую ситуацию с правами человека, у нас все с этим обстоит очень хорошо. У нас есть права, и мы о них знаем, и ими пользуемся. И нам никто не мешает это делать. И это очень важно. Во всех сферах наблюдается подъем. Поэтому о потерянном поколении и речи быть не может. Но мы не можем бежать впереди паровоза. И нужно время, чтобы восстановиться после тех потерь, которые у нас были. Мы потеряли земли - их надо вернуть, мы потеряли людей и эти потери нужно восполнить взращиванием новых кадров. На это все нужно время. И мы этим временем правильно пользуемся. Все улучшается просто даже в умах людей, которые живут в СВОЕЙ стране и СПОСОБНЫ поднять эту страну. И все это благодаря открытому пространству и возможности выражать себя.
- Идет повсеместная европеизация. Кто-то расставляет правильные акценты и держит баланс. А иные бросились навстречу всему новому, и в этой готовности принять все новое немножечко теряют свое лицо, самих себя. Скажите, как вам кажется, есть опасность такого рода перед нами или все же баланс соблюден в этой гонке вооружений против всего своего и за все чужое-новое?
- Я не вижу такой опасности. Идет нормальная интеграция в мировое coобщество. И если тебе нравятся какие-то вещи из европейских ценностей, ты волeн это перенять. Но при этом у нас соблюдаются все традиции, и это самое главное.
- Как вы сами понимаете наши традиции и что именно из их числа вы применяете в вашей собственной семье и желаете сохранить в своих потомках?
- Семейственность - в самом хорошем смысле этого слова. Это первое, что есть и в семье супруги, и в моей семье. Когда собираются вместе и решают все насущные проблемы. В Европе я этого не вижу, и мне это не нравится. У нас родители всегда и во всем поддерживают своих детей, помогают им, всегда рядом и вместе. У нас соблюдаются традиции уважения и почитания старших, мне это очень близко.
Но семейственность - отношения внутри семьи, отношения между старшими и младшими - это все милое, приятное, важное. Это то, что мы не можем терять.
- И последний вопрос. Такие даты, как 20 января, 26 февраля, 31 декабря - это для вас просто календарные даты? Или вы пропускаете через себя те события, которые эти даты отражают и при наступлении этих дней ощущаете даже спинным мозгом, что эти дни отличаются от других не только потому, что в этот день все наши телеканалы и СМИ рассказывают об этих датах?
- 31 декабря - день нашего единения, он очень важен. Но траурные дни для меня это не просто страницы истории. Я знаю много людей, которые пострадали во имя нашей Родины, ее независимости и процветания. И я отношусь с огромным уважением к людям, пострадавшим во имя собственных патриотических чувств. В эти дни меня переполняют гордость, что у нас есть такие герои.
Документальные кадры всех этих событий не могут оставить никого равнодушным. Одно дело, когда мужчины погибают на войне, а другое - когда убивали детей, стариков и женщин. И эти даты не могут быть обычными для нас днями. Нет, они не проходят бесследно...
Айнур Гаджиева
Фото - Джейхун Алекперов
Аноним
24 апреля 2014 22:39